ИЖОРСКИЙ ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Российский этнографический музей
471 890 единиц хранения

Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1

Добраться: ст. м."Невский проспект", "Гостиный двор", далее тролл. №№ 5, 7, 10, 14, 22, трамв. №№ 2, 34, 13, 14, 53 до ост. "Садовая ул.", авт. №№ 3, 6, 714, 22, 25, 26, 27, 44, 45, 70 до ост. "Ул. Михайловская

www.ethnomuseum.ru
2-я половина XIX в.
Ижора
Ямбургский уезд, Наровская волость
Праздничный женский костюм состоит из льняного косоклинного сарафана синего цвета на лямках «красике», белой льняной рубахи с вышитыми оплечьями «пайта», головного убора «сапан», височных украшений «ушникка» и льняного поясного полотенца «кушакка».
    ИЖО́РЦЫ, народ в Российской Федерации (327 чел., 2002), в том числе в Ленинградской области 177 человек. Живут также в
Эстонии (300 человек, 1996). Язык ижорский прибалтийско-финской ветви финно-угорских языков. 
   В 18 - начале 20 века ижоры расселялись в западных районах Петербургской губернии и южной части Карельского перешейка
чересполосно с русскими, ингерманландскими финнами, водью. Селения современных ижорцев в основном сохранились на
территории Кингисеппского района Ленинградской области. В 1848 году численность ижоры составляла 17,8 тысяч человек; по
переписи 1989 года в России жило 449 человек.
   Традиционно принято рассматривать ижору как группу, выделившуюся из состава карельских племен на рубеже первого-второго
тысячелетия нашей эры и первоначально обитавшую в южной части Карельского перешейка и в районе реки Ижоры, откуда в
дальнейшем началось продвижение ижорцев на запад вплоть до бассейна Нарвы. В конце первого тысячелетия территория
расселения ижоры вошла в состав новгородских земель. Православное вероисповедание способствовала ассимиляции ижорцев
русским населением. Хозяйство ижорцев схоже с хозяйством других этнических общностей региона (русские, водь,
ингерманландские финны). Земледелие являлось основным хозяйственным занятием. Ижорцы выращивали зерновые (рожь, овес,
ячмень), овощи (репа, капуста), с 19 века картофель; разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Характерен коллективный
выпас скота с наемным пастухом. В деревнях на побережье Финского залива было распространено рыболовство, в том числе
подледный лов. Широко были распространены отхожие промыслы. Крестьяне-ижорцы уходили на заработки в Петербург или
Нарву, где устраивались на фабрики и заводы.
    Ижорцы жили в деревнях и в основном были крепостными крестьянами. В 19 веке существовала сельская община с
регулярными переделами земли. Основной формой семьи в начале 20 века стала малая семья. Ижорские деревни имели
уличную, рядовую или кучевую планировку. Во многих деревнях вместе с ижорцами жили водь, русские или ингерманландские
финны. Дома и хозяйственные постройки строили из бревен. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов
использовали местный камень.
    Мужская одежда ижорцев в 19 веке уже не имела этнической специфики и соответствовала одежде живущих рядом этнических
общностей. Женская одежда до конца 19 века хранила архаические черты.
    Ижорцы исповедуют православие, которое начало распространяться со времени вхождения в состав Новгородской земли. В 16
веке многие ижорцы оставались язычниками и поклонялись природным объектам (камням и деревьям). В документах того времени
отмечено существование жрецов (арбуи). Дохристианские элементы сохранялись в обрядности вплоть до 20 века. У ижорцев
записано большое количество произведений эпической поэзии (руны). Ижорские руны использованы финским фольклористом
Элиасом Лeннротом  при создании текста «Калевалы». Известна была ижорская сказительница Ларин Параске (1833-1904) из
деревни Мискула Лемболовского прихода (Всеволожский район). Наряду с эпической поэзией была распространена и обрядовая -
свадебные и похоронные причитания.