Кукольный театр «Йиквне хум» и «Йиквне не» -
феномен народной праздничной культуры обских угров
Куклы. Конструкция, состоящая из ящика и горизонтальной доски, укрепленной на двух
круглых палочках. Доска играет роль сцены для деревянных фигурок мужчины и женщины. К
деревянным палочкам привязаны нити, с помощью которых куклы танцуют, когда их тянут за
нити. Одежда кукол - русские костюмы - нарисованные прямо на деревянном туловище. На
женской фигурке белый платок, у мужчины на шее платок красного цвета. Куклы сделаны из
дерева, без единого железного гвоздя. Параметры ящика - 39 х 24,5 х 14 см. Общая высота
установленного театра с куклами (сидя) 65 см.
Мастер. Танцующие куклы сделаны в 30-е годы ХХ века прекрасным мастером
Вынгилевым Кириллом Петровичем. Он родился в традиционной семье манси, охотника
- рыбака. Знал в совершенстве свою культуру, сам сочинял и исполнял на санквылтапе
(музыкальный инструмент) музыку, прекрасно пел и танцевал. Был участником и
исполнителем многих Медвежьих игрищ, национальной олимпиады мансийского народа
в Сосьвинской культбазе.
Кукольные представления обских угров - ханты и манси разыгрывались в
последнюю ночь Медвежьего праздника. Но теперь всё чаще кукольный театр
становится развлечением для детей.
Немного истории. Есть свидетельства о существовании кукол в древнейших цивилизациях. Они использовались в
храмах и во время религиозных шествий. Почти одинаковые куклы на шарнирах выкапывались в столь отдаленных друг
от друга землях, как Египет и Мексика, где они, несомненно, использовались во время погребальных церемоний. В
одной египетской гробнице был найден кукольный театр. В богатом фольклоре древней Индии есть сказки об
удивительных куклах, они долгое время почитались в Сиаме, Яве, Бирме, Персии и Турции. В этих восточных странах
до сих пор можно увидеть те же традиционные кукольные представления, что ставились на протяжении многих веков.
У хантов и манси существовало несколько форм кукольных представлений, они в различной степени сохранились у
северных хантов, у сосьвинско-ляпинских и ивдельских манси. Ближайшим регионом, в котором можно обнаружить
подобные представления, оказывается Иран. Сходство кукольных театров настолько полное, что вряд ли может быть
случайным. В силу взаимодействий с другими этносами (иранцами, монголами, ненцами, славянами и др.), манси
усвоили некоторые элементы культуры этих народов, тем самым, обогатив свою культуру. Исследователь Чернецов
подчеркивал «…иранский элемент встречаем в области драматического искусства остяков и вогулов, связанного с
обрядами медвежьего праздника, чрезвычайно архаичными, носящими совершенно точно аборигенный характер. Здесь,
как и в костюмах танцоров, исполняющих пляски некоторых духов, так и особенно в кукольном театре находим формы
хорошо известные по иранскому миру в виде так называемого «женского театра бажди-баджи-джан».
«В детстве нам часто приходилось приезжать в деревню Нильдино к
дедушке. И мы были свидетелями кукольного представления. Обычно это было
вечерами, после трудового дня. Все дети садились на пол. Дедушка брал в руки
санквылтап, надевал на палец нить и, играя на инструменте, дергал эту нить.
Куклы подпрыгивали, танцевали, делали присядку, размахивали руками,
выкидывали в разные стороны ноги. А мы, дети, очарованные представлением,
смеялись с восторгом. Увиденные кукольные сценки в детстве, надолго остались
в памяти», - так описывают свои незабываемые впечатления родные Кирилла
Петровича Вынгилева.