№ 7. ШУБА ТОФАЛАРСКОГО ШАМАНА
Иркутский областной краеведческий музей

г. Иркутск, ул. К. Маркса, 13

Добраться: по Иркутску от аэропорта авт. 20,49 тр.4, от ж\д вокзала авт. 20, 16 

www.museum.irkutsk.ru
Шаманская шуба сшита из оленьей шкуры мехом внутрь. Ворот
глухой круглый. Шуба запахивается на правую сторону. На
большой левой полке нашито скелетное изображение человека из
желтых матерчатых полос. Такие же желтые полосы нашиты на
спине с изображением позвоночника и по рукавам. На локтях
пришито по небольшому пучку птичьих перьев. Подол шубы
украшен цветными матерчатыми полосами и ровдужной
(выделанная продымленная кожа) бахромой. Шуба украшена
лентами. К концам лент пришиты жгуты. Всего на костюме 11 лент и
285 жгутов. Цветные ленты обозначали ящерицу, змею и лягушку.
На спине в центре прикреплена металлическая скоба, на которой
размещены кожаные ремешки и 9 железных трубочек, а также
изображение лопаток и тазовых костей, выполнение из
металлических белых пластин. По бокам, на металлических
кольцах, подвешены пучки различных по цвету жгутов, тоже
оканчивающихся кисточками.

Размер: Длина 140 см, длина рукава 55 см
Этническая принадлежность: тофалары
Место создания: Иркутская губерния
Время создания: Поступило в феврале 1930
года от П.Н. Мочульского
Материал: Кожа, мех оленя, ткань, металл
Собиратель: П.Н. Мочульский
Историческая справка. Тофалария - «маленькая страна» - находится на юго-западе Иркутской области, на юге
Нижнеудинского района, в горных хребтах Восточного Саяна. Численность тофаларов сегодня  не превышает 700 человек. До 30-
х гг. XX века Тофалария называлась - Карагасия, а жители - карагасы. Но сами жители называли себя «тофами» (человек).
Культура тофов запрограммирована суровыми природными условиями, сложным рельефом и сплошной «непроходимостью».
Традиционным верованием тофов является шаманизм. В основе шаманизма тофов, как и других народов Сибири, лежало
представление о способности шамана являться посредником между миром живых людей и сверхъестественными силами
верхнего и нижнего миров. Шаманом мог быть любой человек не моложе 18 лет, мужчина или женщина, тот, кто чувствовал, что
может «камлать». Иногда шаманы выбирали детей для передачи своего искусства. Облачение шамана состояло из шапки, шубы
и сапог.
Данный шаманский костюм  доставлен в музей в 1930 году П. Мочульским, проводившим  этнолого-экономические
исследования в Тофаларии. Костюм принадлежал умершему в 1928 г. 22-летнему шаману Иннокентию Николаевичу Алмастаеву.
Костюм был снят П.Н. Мочульским с места захоронения шамана.
Рассматривая семантику шаманской атрибутики тофов, можно сказать, что по представлениям шаманистов, скелетное изображение на
костюмах трактовалось как перевоплощение шамана в духа, который мог во время камлания соотноситься со сверхъестественными силами
верхнего и нижнего миров. Шаманская одежда служила своего рода границей между телом и миром а также выполняла охранные функции.
Все символы шаманского облачения располагались в соответствии с зонами мифического космоса.