№ 8. ПОЙ МОТ - СЕЛЬКУПСКИЙ ДОМ
Красноселькупский историко-краеведческий музей
Между каменных жилых домов и административных зданий в центре села
Красноселькуп стоит Пой мот - этнографическая экспозиция под открытым
небом «Селькупский дом». В экспозицию входят основные виды построек
тазовских селькупов: пой мот, локаро пой мот, лабаз, чум.
Жилые постройки тазовских селькупов по архитектурным формам, по
конструкции различны и тесно связаны с климатическими и природными
условиями. В зависимости от наличия естественных материалов, для
постройки
№ 9. ЛЕСНОГО ДУХА ПАРНИШКИ ДОМ
Сургутский краеведческий музей
Вонт Айю-ко - сын Вонт-ики, то есть Лесного Духа, или, как его еще называют,
Лесного Старика. В буквальном переводе с хантыйского - Лесного Духа Парнишка.
Долгие годы Вонт Айю-ко был домашним духом-покровителем семьи в одном из
старейших поселений на реке Большой Юган. Жил в этом красивом берестяном
кузове. Да стал плохо справляться со своими обязанностями. Вот и оказался его дом
в Сургутском Краеведческом музее.
№ 10. БЕРЕСТЯНАЯ МАСКА КОЧО-КАНА
Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки
Изображавший духа Коча-кана ряженый человек в маске из бересты, с длинным
деревянным фаллосом и посохом в руках ходил по селению. Он останавливался перед
окнами каждого дома и пел не совсем приличные песни эротического содержания. Хозяева
дома обязаны были по обычаю одарить подарками Коча-кана и его спутников. За что им
обещалось пополнение семейства и приплод скота.
Это было частью праздника Коча-кана, который кумандинцы устраивали осенью после
сбора урожая.
№ 11. СЕВЕРНАЯ ОДИССЕЯ РУССКОЙ ПЕРЕСЕЛЕНКИ ЕВДОКИИ БЕЛКИНОЙ
Лангепасский Музейно-выставочный центр
Шестилетней ссыльной переселенкой из Тобольска оказалась она на хантыйской земле. Культура,
традиции и обычаи хантов стали ей родными. Многому научилась она у хантов: управлять обласом,
ловить рыбу, заготавливать ее, ставить силки, читать жизнь леса и воды и еще - потрясающему
добросердечию небольшого северного народа. Она отлично владела хантыйским языком и даже
помогала другим его осваивать.
Через судьбу Евдокии Белкиной можно проследить историю округа с 30-х годов по
№ 12. СЯК - ДЕРЕВЯННЫЙ МОЛОТОК
Шеркальский этнографический музей
Давно нет хантыйской деревушки Лохтоткурт. Доживает свой век только
дом семьи Ангашуповых. Старейшина рода решил, что молоток, как
неоспоримое свидетельство жизни среднеобских ханты-рыбаков, должен
быть сохранен для потомков в Шеркальском этнографическом музее-
единственном месте, где живет память о деревне Лохтоткурт и ее жителях.
№ 13. МУРУЧУН - ШКАТУЛКА ЭВЕНКИЙСКОЙ РУКОДЕЛЬНИЦЫ
Якутский государственный объединенный музей истории и культуры
народов Севера им. Ем. Ярославского
Эта шкатулка музее с марта 1927 года. Бытовой предмет для хранения
рукоделия и разной мелочи, а сколько мастерства, сколько труда и красоты!
Привезена она с побережья Охотского моря, из урочища Чагда. Имеет
подквадратную форму. Состоит из основы и чехла. Основа изготовлена из
одного тонкого пласта дерева. Он согнут в виде четырехугольника с
№ 14. КАФТАН ЭВЕНКИЙСКОГО ШАМАНА ИЗ РОДА НИНОГАН
Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского
В музей кафтан передан в 1933 году Джелтулакским районным исполнительным
комитетом. Принадлежал он шаману Ростолову Александру Ивановичу, родившемуся в
позапрошлом веке - в 1893 году. Его род Ниноган кочевал в бассейнах рек Уркан, Ольдой,
Тында, Малый и Большой Джелтулак.
Шкура медведя, кожаные жгуты и бахрома, металлические подвески, зооантропоморфные
фигурки: агды, гагары, медведя, утки-кряквы, лебедя, гуся, двуглавой птицы бамул, тигра,
росомахи, лисы, оленя-быка, изюбря, лося, «мамонта» сэли, шестипалого фантастического
зверя - все это и есть кафтан шамана из рода Ниноган.