№ 8. ПОЙ МОТ - СЕЛЬКУПСКИЙ ДОМ
Красноселькупский историко-краеведческий музей

   Между каменных жилых домов  и административных  зданий  в центре села
Красноселькуп  стоит Пой мот - этнографическая экспозиция под открытым
небом «Селькупский дом». В  экспозицию входят основные виды построек
тазовских селькупов: пой мот, локаро пой мот, лабаз,  чум.
   Жилые постройки тазовских селькупов по архитектурным формам, по
конструкции различны и тесно связаны с климатическими и природными
условиями. В зависимости от наличия естественных материалов, для
постройки



№ 9. ЛЕСНОГО ДУХА ПАРНИШКИ ДОМ
Сургутский краеведческий музей    
Вонт Айю-ко  - сын Вонт-ики,  то есть Лесного Духа,   или, как его еще называют, 
Лесного Старика.  В буквальном переводе с хантыйского - Лесного Духа Парнишка.
Долгие годы Вонт Айю-ко  был домашним духом-покровителем семьи в  одном из
старейших поселений на реке Большой Юган. Жил в  этом красивом берестяном
кузове. Да стал плохо справляться со своими обязанностями. Вот и оказался его дом 
в Сургутском Краеведческом музее.

№ 10. БЕРЕСТЯНАЯ МАСКА КОЧО-КАНА
Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки

   Изображавший духа Коча-кана ряженый человек в маске из бересты,  с длинным
деревянным  фаллосом и посохом   в руках ходил по селению.  Он останавливался перед
окнами каждого дома и пел не совсем приличные песни эротического содержания.  Хозяева
дома обязаны были  по обычаю одарить  подарками Коча-кана и его спутников. За что  им
обещалось пополнение семейства и приплод скота.
   Это было частью праздника Коча-кана, который кумандинцы устраивали осенью после
сбора урожая.


№ 11. СЕВЕРНАЯ ОДИССЕЯ РУССКОЙ ПЕРЕСЕЛЕНКИ ЕВДОКИИ БЕЛКИНОЙ
Лангепасский  Музейно-выставочный центр

   Шестилетней ссыльной переселенкой из Тобольска оказалась она на хантыйской земле. Культура,
традиции и обычаи хантов стали ей родными. Многому научилась она у хантов: управлять обласом,
ловить рыбу, заготавливать ее, ставить силки, читать жизнь леса и воды и еще - потрясающему
добросердечию небольшого северного народа. Она отлично владела хантыйским языком и даже
помогала другим его осваивать.
   Через судьбу Евдокии Белкиной можно проследить историю  округа с 30-х годов  по 






№ 12.  СЯК - ДЕРЕВЯННЫЙ МОЛОТОК
Шеркальский этнографический музей

   Давно нет хантыйской деревушки Лохтоткурт.  Доживает свой век  только 
дом семьи Ангашуповых. Старейшина рода решил, что молоток, как
неоспоримое свидетельство жизни среднеобских ханты-рыбаков,  должен
быть сохранен для потомков  в Шеркальском этнографическом музее-
единственном месте, где живет память о деревне Лохтоткурт и ее жителях.




№ 13. МУРУЧУН - ШКАТУЛКА ЭВЕНКИЙСКОЙ РУКОДЕЛЬНИЦЫ
Якутский государственный объединенный музей истории и культуры
народов Севера им. Ем. Ярославского

   Эта шкатулка   музее с марта 1927 года. Бытовой предмет для хранения
рукоделия и разной мелочи,  а сколько мастерства, сколько труда и красоты!
Привезена она с побережья Охотского моря, из урочища Чагда.   Имеет
подквадратную форму. Состоит из основы и чехла. Основа изготовлена из
одного тонкого пласта дерева. Он согнут в виде четырехугольника с


№ 14. КАФТАН ЭВЕНКИЙСКОГО ШАМАНА  ИЗ РОДА НИНОГАН 
Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского

   В музей кафтан передан в 1933 году Джелтулакским районным исполнительным
комитетом. Принадлежал он шаману Ростолову Александру Ивановичу, родившемуся в
позапрошлом веке - в  1893 году. Его род Ниноган кочевал в бассейнах рек Уркан, Ольдой,
Тында, Малый и Большой Джелтулак.
   Шкура медведя, кожаные жгуты и бахрома,  металлические подвески, зооантропоморфные
фигурки: агды, гагары, медведя, утки-кряквы, лебедя, гуся, двуглавой птицы бамул, тигра,
росомахи, лисы, оленя-быка, изюбря, лося, «мамонта» сэли,  шестипалого фантастического
зверя - все это и есть кафтан шамана из рода Ниноган.

ДАЛЕЕ
ДАЛЕЕ
НА ПРЕДЫДУЩУЮ
НА ПРЕДЫДУЩУЮ
 ПОДРОБНЕЕ 
 ПОДРОБНЕЕ 

 ПОДРОБНЕЕ 


 ПОДРОБНЕЕ 


 ПОДРОБНЕЕ 


 ПОДРОБНЕЕ 

 ПОДРОБНЕЕ