№ 9. ЛЕСНОГО ДУХА ПАРНИШКИ ДОМ
Сургутский краеведческий музей

Тюменская область,  Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,.
г. Сургут, ул. 30 лет Победы 21/2

Добраться: самолетом до аэропорта Сургут, поездом Москва - Новый Уренгой,
Москва - Нижневартовск,  Тюмень - Нижневартовск


www.skmuseum.ru    
Вонт Айю-ко  - сын Вонт-ики,  то есть Лесного Духа,   или, как его еще называют,  Лесного Старика.  В буквальном переводе с
хантыйского - Лесного Духа Парнишка. Долгие годы Вонт Айю-ко  был домашним духом-покровителем семьи в  одном из старейших
поселений на реке Большой Юган. Жил в  этом красивом берестяном кузове. Да стал плохо справляться со своими обязанностями. Вот
и оказался его дом  в Сургутском Краеведческом музее.

История появления ритуального кузова в фондах Сургутского краеведческого музея может считаться одной из самых необычных.
Получен он был во время полевых исследовательских работ в  1996 году. Тогда музей проводил комплексную археолого-
этнографическую экспедицию, двигаясь по реке Большой Юган Сургутского района.
Путь экспедиции пролегал через юрты Манины, расположенные на берегу Югана. Термин «юрты» имеет административно-
территориальное назначение, и повсеместно употребляется для обозначения  «поселения, стойбища ханты». Определение ведет свое 
происхождение от хантыйского слова «курт» с тем же значением.
Юрты Манины - одно из старейших поселений на реке Большой Юган. Оно упоминается в переписи населения 1926-1927 гг.,
проводимых в районах Приполярного Севера. В 1990-х гг. там проживала семья Сапоркиных, которых и посетили участники экспедиции. 
Единственным жилым строением в юртах была избушка старинного образца. Особенностью таких традиционных домов является
единственное окошко, расположенное на крыше - как говорят, «на животе дома».
Приняли экспедицию приветливо, напоили чаем, началась беседа. Когда речь зашла о покровителях семьи  и рода, хозяева
предложили гостям принять участие в «поры». «Поры» - обряд молитвы-угощения, с  накрытым столом для Верхних духов и
покровителей. Он выполняется в тех случаях, которые кажутся важными в жизни семьи, и, в том числе, по приезду важных гостей. Люди
делятся угощением с миром духов, приносят благодарности, излагают просьбы,  выказывая так свое уважение и приглашая духов в
свою жизнь.
Обряд проводился в небольшой наземной постройке, в которой хранились святыни семьи. На противоположной от входа стене
располагалась длинная полка, где лежали черепа медведя, под потолком перед полкой проходила перекладина, на которой висели
светлые ткани, принесенные в дар. Среди многих узлов и коробок, находился и красивый берестяной кузов, украшенный сложным
орнаментом, выполненным в технике выскабливания. Центральная часть орнамента «крест» или «собачья лапа» усложнена узором
«малая березовая ветвь» в обрамлении линейного узора «змейка» и параллельных полос. В этом кузове, с многочисленными
прикладами-дарами в виде тканей и денег, находилось изображение покровителя дома - Вонт Айю-ко  - Лесного духа Парнишки, как
перевели его имя хозяева. По преданию, он является сыном Лесного духа - Вонт-ики (Лесного Старика). Идол был завернут во
множество одежд, голову покрывала меховая шапка.
Хозяева провели «поры», произносили хорошие слова и обращения к Верхним духам. По окончанию обряда, сотрудники экспедиции
озвучили свое восхищение кузовом - Какой красивый «дом»!
Реакция хозяина нимало удивила членов экспедиции. Он ответил: - Понравился дом? Забирайте!
Члены экспедиции были растеряны, охваченные противоречивыми чувствами. С одной стороны подобная находка была крайне ценной
для фонда музея, с другой стороны такой шаг хозяев казался опрометчивым, и экспедиция не была уверена в том, что, приняв дар, они
не нарушат этику традиционных взаимоотношений человека и  его духа-покровителя.  Возможно, в теплом кабинете научного
сотрудника, в центре города сомнений было бы в разы меньше, но здесь, посреди маршрута, в лесу, оберегаемом силами, в которые
веровали веками,  атеистическое воспитание уступило место почтительности и осторожности.
Однако, хозяева уверяли, что этот Лесного духа Парнишка плохо справляется со своими обязанностями, уже много  лет совершенно
«не помогает ни в охоте, ни в рыбалке.  Жить все сложнее и сложнее. Пусть посидит бездомным, может, подумает».
Согласно представлениям юганских ханты, домашние духи-покровители помогают семье, как в быту, так и в промыслах. Люди, в свою
очередь, почитают их и соблюдают все предписанные традицией правила общения с миром духов. Если же одна из сторон нарушает
устоявшееся равновесие, то вторая имеет право применить наказание.
В итоге, экспедиция все же приняла в подарок дом Лесного Духа Парнишки. Вместе с домом, хозяева отдали немного его денег и
медвежий череп, то есть, часть того, что уже лежало в кузове. Чтобы не обидеть, да и восполнить утраты Лесного Парнишки, члены
экспедиции отдали взамен светлые платки, металлические деньги  из белого металла и несколько бумажных купюр, тем самым,
принимая этику традиционных отношений с духами и подчеркивания значимость неожиданного подарка.

Официально:
Кузов ритуальный.
Датировка: 1970-1990-е гг.
Место создания: Российская Федерация, Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский р-он.,
р.Большой Юган
Материал: кожа, береста, прут, ручное производство
Техника: обработка дерева  (обработка бересты, сшивание, выскабливание)
Размеры: 17,0 х 43,5х 49,0; крышка -36,0 х 26,5 х 6,5
Место, дата и автор находки: Российская Федерация, Тюменская обл., Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
Сургутский р-он, река Большой Юган, июнь 1996. Комплексная  экспедиция СКМ