№ 10. БЕРЕСТЯНАЯ МАСКА КОЧО-КАНА
Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки

Алтайский край, г. Бийск, ул. Ленина, 134

Добраться: из Барнаула до Бийска поездом или автобусом

www.museum.biysk.ru      
 
Изображавший духа Коча-кана ряженый человек в маске из бересты,  с длинным
деревянным  фаллосом и посохом   в руках ходил по селению.  Он останавливался
перед окнами каждого дома и пел не совсем приличные песни эротического
содержания.  Хозяева дома обязаны были  по обычаю одарить  подарками Коча-кана
и его спутников. За что  им обещалось пополнение семейства и приплод скота.
Это было частью праздника Коча-кана, который кумандинцы устраивали осенью
после сбора урожая.
Кумандинцы  Аборигенов Алтая принято делить  на две основные группы -
северных и южных алтайцев. К северным относятся:
1). Тубалары (туба-кижи), которые занимали долины рек  Большой и Малой Иши, Кара-Кокша, Пыжи, Уйменя ;
2). Челканцы, расселившиеся в бассейне р. Лебеди и особенно ее притока Байгола.
3). Кумандинцы, живущие по берегам  Бии от р. Лебеди вниз, почти  до самого г. Бийска, а также в низовьях Катуни, где они слились 
с местным русским населением.
Первые упоминания  о кумандинцах  в русских исторических источниках  относятся к 1628 г.
Некоторые исследователи считают, что этноним «куманды» в переводе означает «лебедской человек» (видимо лебеди  могли быть их
тотемным животным). По мнению Л.П. Потапова, термин «куман» в наименовании кумандинцев  адекватен  названию половец и кипчак.
Вероятнее всего, изначально это были фино - угорские племена, подвергшиеся интенсивной тюркской ассимиляции в 9 - 11 вв. после
распада последних крупных Каганатов и оформившиеся затем в отдельную общность северных алтайцев.
С 1756 г. после поражения Джунгарии в войне с Цинской империей все алтайские племена, в том числе и кумандинцы, вошли
добровольно  в состав Российской империи.  А по «Уставу об инородцах», разработанному  в 1822 г. М.М. Сперанским, они были
отнесены  в разряд «кочующих» и включены в состав Бийского уезда.

Обряды. По верованиям кумандинцев на небе обитают духи, покровители  отдельных родов -  «тёс» или «пайна». Главного из них
называли «имеющим три шапки  священным Бай-Ульгеном». Именно Бай-Ульген награждал людей  даром шаманства.
Осенью, когда собирался урожай, кумандинцы  устраивали праздник «Коча-кана», носивший явно эротический характер:  по селению
ходил  ряженый человек в маске из бересты и с длинным фаллосом и посохом   в руках, изображавший духа Коча-кана. Он
останавливался перед окнами каждого дома и пел не совсем приличные песни эротического содержания. Хозяева дома обязаны были 
по обычаю одарить  подарками Коча-кана и его спутников. За это им обещалось пополнение семейства и приплод скота.
Девушки, которым Коча-Кан вставлял под мышку ритуальный фаллос, должны были вскоре забеременеть…
Фаллос деревянный. Сейдем. Представляет собой слегка изогнутую палку с утолщением на одном конце, к другому концу на
расстоянии  24, 5 см от края привязаны на конопляную нить два овальных по форме бруска (4,5 см, диаметр 4 см). Изготовлен в
середине ХХ века. длина 74,5 см, диаметр 4 см
Старушки - «эмегендер» - хранительницы рода находились на почётном месте в аиле -
традиционном жилище алтайцев. Они сопровождали роженицу в период беременности и родов.
Лет в десять в честь эмегендер необходимо было колоть барана, а по весне и осени
ежегодно производилось «кормление» эмегендер специальной ячменной, или пшённой кашей. 
Также производились дополнительные кормления, если у роженицы затягивались роды, или
болел кто-то из членов семьи.
«Старушки» - изображение духов материнского рода . Öрöкöнер (куртыйак). Представляет
собой стилизованные изображения мужчины и женщины, нанесенные красками красно-
коричневого цвета на холст полотняного переплетения белого цвета. Глаза отмечены бусинками
белого цвета. Изготовлено на рубеже XIX-ХХ вв.  Материалы: холст, краски, бисер. Техника:
ткачество, роспись.  Размер:18х18 см.