№ 11. СЕВЕРНАЯ ОДИССЕЯ РУССКОЙ ПЕРЕСЕЛЕНКИ ЕВДОКИИ БЕЛКИНОЙ
Лангепасский  Музейно-выставочный центр

Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Лангепас, ул. Ленина 45

Добраться: самолетом до Сургута или Нижневартовска;  поездом из  Тюмени или Екатеринбурга. В 4 км от города железнодорожная ветка Нижневартовск-Ульт-Ягун, соединенная с магистралью Тюмень-Сургут-Ягельная (Новый Уренгой).  Автомагистрали  связывают Лангепас с Когалымом, Мегионом,  Нижневартовском, Покачами, Сургутом, Ханты-Мансийском.

www.lanmuseum.ru
Шестилетней ссыльной переселенкой из Тобольска оказалась она на хантыйской земле.
Культура, традиции и обычаи хантов стали ей родными. Многому научилась она у хантов:
управлять обласом, ловить рыбу, заготавливать ее, ставить силки, читать жизнь леса и
воды и еще - потрясающему добросердечию небольшого северного народа. Она отлично
владела хантыйским языком и даже помогала другим его осваивать.
Через судьбу Евдокии Белкиной можно проследить историю  округа с 30-х годов  по 
сегодняшний день. Юган - это детство, родители, школа. Война. Первые испытания.
Здесь происходит становление личности, которая будет вызывать удивление и уважение.
Аган - это семья, дети, дом. И, конечно, работа. Круглый год, без выходных, отпусков.
Труд - мерило всех ценностей.
Евдокия Александровна Белкина - мать-героиня. Десять детей, двадцать внуков, два
правнука. «Я горя не знала со своими детьми. Ни тогда, ни потом никто худого о них ни
разу не сказал. А для меня больше ничего и не надо, ведь дети, они силы в жизни дают» -
говорила она. Несмотря на все жизненные перипетии, которые не каждый мужчина бы
вынес, она смогла остаться внимательной матерью и бабушкой своим внукам и правнукам,
отзывчивым и сострадательным человеком с неколебимою верою в душе:  в жизнь, в
людей, в лучшую женскую долю…Она - Женщина с большой буквы.
      Вот как о ней отзывается хантыйский писатель и общественный деятель Еремей Айпин:
«Несомненно, Е. А. Белкина - рассказчица талантливая. Она рисует картины жизни
коренного населения ханты рек Югана, Оби, Аган. Некоторые эпизоды из далеких прошлых
лет она передает в диалогах. И ты почти зримо видишь то, о чем идет речь. Ее жизнь пример
бескорыстного служения, говоря высоким штилем, Отечеству, своему краю, народу. На
таких людях стояла и будет стоять российская земля».
Вдохновленный жизнью необыкновенной женщины директор Музейно-выставочного центра
г. Лангепас Андрей Николаевич Дробышев написал книгу «Реки моей жизни: Северная
одиссея русской переселенки Евдокии Белкиной в ее рассказах».
Об экспонате.  Женский драповый сак Е.А. Белкиной. Выполнен из драпа зелено-голубого цвета. Сшит вручную
хлопчатобумажными нитками. Одежда распашная, с прямым разрезом спереди, со сходящимися полами. Стан состоит из спинки,
двух полок и вставных ластовиц. Спинка выкроена из большого цельного куска драпа зеленого цвета. Полки в виде цельнокроеных
подпрямоугольных полос драпа того же цвета. К подолу, краям полок и манжетам пришита узкая белая полоса тесьмы фабричного
изготовления с орнаментом коричневого цвета, широкая полоса ткани бордового цвета, украшенная пуговицами, так же обшита лентой
шкурки с желтоватым мехом. Рукава из драпа того же цвета прямые, длинные. Между рукавом и станом вставлены ластовицы,
состоящие из большого куска драпа зеленого цвета. Ворот круглый с пришитым прямоугольным воротником из шерстяной ткани,
обшитой лентой шкурки с желтоватым мехом. К оборотной стороне воротника пришита подкладка из велюра черного цвета. Концы
воротника украшены пуговицами и бусинами разных размеров, форм и цветов и металлическими  цепочками. К верхнему борту полок
пришито две завязки из ткани бордового цвета.
Размеры: высота 116 см., ширина в плечах 31,5 см., длина рукавов 72 см., длина подола 165 см.. Время создания: начало 1980-х
годов
История:  Одежда юганских ханты, как и у многих народностей севера, определяется резко меняющимися климатическими
условиями. В отличие от своих соседей, более северных жителей, у здешних следует выделить одну особенность в одежде - она
распашная. Территория обитания юганских ханты в основном лесная, урманная, менее продуваемая ветрами. И распашная одежда
удобнее в пользовании. Женская зимняя одежда  - сак (сах, сёк). Он завязывается спереди, у него подкладка из меха, а верх или из
оленьей шкуры ворсом наружу, или из яркой прочной ткани (сукна). 
Хантыйские женщины украшают саки главным образом бисером и пуговицами и меньше используют аппликацию, декорируя правую
полочку насыщеннее.
Создание костюма - это целый ритуал. Одежда должна не только украшать и согревать человека,
но и оберегать, стать с ним единым целым. Неспроста издревле столько примет, связанных с
предметами гардероба.
Пошив одежды лежал целиком на женщине. Долгими зимними вечерами женщины шили одежду
для всей семьи. При изготовлении одежды мастерицы использовали белый, красный, зеленый,
желтый, синий цвета. Каждый цвет имеет свое обозначение: белый - цвет снега, красный - цвет
жизни, жёлтый - знак огня, зелёный - тайга, синий - цвет рек, воды, неба.  Создавая те или иные
элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности наших северных
народов, - к культу воды, огня, различным явлениям природы, человек Севера обожествлял многие
предметы, поклонялся им, чувствовал себя частицей этого большого мира. Ханты считают, что
одежда готова и ее можно надевать, когда она украшена орнаментом. По мнению ханты, мысли
женщины, шьющей одежду, будут вшиты в швы и узоры, поэтому женщина во время работы
должна думать только о хорошем.