№ 15. НАРОД - ЗАГАДКА: ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Сахалинский областной краеведческий музей

   Ороки-ульта - один из самых малочисленных народов не только  России, но и  мира. Живут в трёх
населённых пунктах Сахалинской области -  город Поронайск, поселок Ноглики и село Вал Ногликского
района и  на острове Хоккайдо в Японии. Народ-загадка с неизученным прошлым. Частично его история
воссоздается сегодня по рассказам старейшин.
   Традиционный уйльтинский женский праздничный костюм воссоздан в результате работы с пожилыми
информаторами уйльта  северной группы Сахалина в 1994 -  95 гг. Автор - мастерица В.В.Осипова.
   Женщины уйльта носили летом длинное платье «ульбаху» (от русского слова «рубаха») из ситцевой


№ 16. НА ЗЕМЛЕ ШАМАНА МАГДЫГАЧИ: КУЛЬТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ
СЕРЕДИНЫ XIX - НАЧАЛА  ХХ ВЕКОВ
Эвенкийский краеведческий музей
Уникальные культовые предметы шаманов, датируемые серединой XIX - началом XX
веков,  дают представление о мировоззрении эвенков того времени. А факт
представления  их на землях шамана Магдыгачи, наполняет экспозицию особой
исторической достоверностью.
Тотемические воззрения народов Севера к концу XIX  началу XX века сложились в
форму первобытной религии - шаманство,  или шаманизм.

№ 17. ГАГАРА -  ДУХ ПОМОЩНИКА НГАНАСАНСКОГО ШАМАНА
Таймырский краеведческий музей
 
   Изображение гагары - непременный атрибут шаманского костюма.
Нганасаны считали, что в момент камлания над «большими болезнями»,
шаман ныряет в нижний мир через отверстие. Дух болезней затыкает это
отверстие и  тогда гагара своим клювом освобождает загороженный путь.
Изготовленным из железа изображением гагары лечили болезни, приложив  ее
клювом к противоположной стороне от больного места.  Часто гагару

№ 18. ЭНЕЦКАЯ ЖЕНСКАЯ ПОГРЕБАЛЬНАЯ ТРУБКА
Таймырский краеведческий музей

   По представлениям энцев,   после смерти человек продолжал жить в
Земле мертвых и вел  обычный образ жизни.  Поэтому еще при жизни
каждый человек имел специальную «смертную одежду» и  некоторые
предметы обихода, которые могли ему понадобиться после смерти.
Умершей женщине собирали ее кроильный нож, принадлежности для шитья,
коробку с посудой и курительную трубку.


№ 19. ПАСКААЛ - ДОЛГАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Таймырский краеведческий музей

   Долганские календари - паскаалы  представляют собой шестигранные
палочки из мамонтовой кости, длиной от 15 до 18 см. Каждая из шести
граней разделена ногтевидной выемкой на две равные части, обозначающие
месяцы. Месяцы имеют зарубки, обозначающие дни. Простые зарубки
соответствуют будням, фигурные - христианским и семейным праздникам.
Начало месяца у долган определялось по крайне непостоянным признакам,
например, по спаданию рогов оленя. Так же определялись и христианские


№ 20. АМУЛЕТ ПРОТИВ БЕСПЛОДИЯ И ДУШЕХРАНИЛИЩЕ
Братский городской  объединенный музей истории освоения Ангары

   В 1970-1990 гг. Братский городской музей проводил исследования среди эвенков
Катангского района Иркутской области в верховьях реки Нижняя Тунгуска. К этому времени
лишь несколько эвенкийских семей кочевали в тайге со своими оленями, используя
традиционные жилище (чум), одежду и обувь. Но и они, в силу атеистического воспитания, уже
не умели и не  знали,  как пользоваться связанными с традиционным мировоззрением
предметами, оставшимися от родителей, и стали от них избавляться. Так в музей попала
коллекция амулетов.


№ 21. КОПИЯ СВЯТИЛИЩА АЙ-ОРТ-ИКИ 
Историко-художественный музейный комплекс. г.Нефтеюганск

   В бассейне реки Малый Салым нефтеюганские археологи восстановили  на
историческом месте  и в естественном ландшафте  главное святилище клана
Совкуниных, посвящённое первопредку и древнему военному вождю Ай-орт-ики.
Святилище функционировало не только как культовый центр клана, общины, но и
как духовный, оно олицетворяло прямую связь каждого соплеменника со своим
историческим прошлым, с землёй, на которой он живёт и угодьями, которые его
кормят. Через культ Ай-орт-ики  определялось и закреплялось историческое право


НА ПРЕДЫДУЩУЮ
НА ПРЕДЫДУЩУЮ
ДАЛЕЕ
ДАЛЕЕ
 ПОДРОБНЕЕ 
 ПОДРОБНЕЕ 
 ПОДРОБНЕЕ 
 ПОДРОБНЕЕ 
 ПОДРОБНЕЕ 
 ПОДРОБНЕЕ 
 ПОДРОБНЕЕ