Экспонат Копии скульптур святилища Ай-орт-ики располагается в центре стационарной экспозиции «Югорское наследие»,
посвящённой истории и культуре коренного населения бассейна реки Салым (территория современного Нефтеюганского района) -
хантам. Салымских хантов можно считать аборигенами края, так как они расселились здесь раньше всех остальных этнических групп и
их формирование происходило на этой территории. До недавнего времени рядом с поселениями коренных жителей или далеко в лесу
можно было посетить действующие святилища, созданные для проведения религиозных ритуалов в честь различных местных божеств -
духов, почитаемых как покровителей людей, животных, каких-либо территорий, помогающих в охотничьем или рыболовном промысле.
Интенсивное промышленное освоение Северо-Западной Сибири в немалой степени способствовало нарушению и системы
традиционного землепользования аборигенов, и их мифологического миропонимания. Прекратили функционировать многие
традиционные культовые места и святилища.
Полноценное научное исследование памятников древней истории и традиционной культуры, расположенных в бассейне реки Малый
Салым, началось в 1991 году. Нефтеюганскими археологами был обследован комплекс историко-культурных объектов, в том числе
главное святилище клана Совкуниных, посвящённое первопредку и древнему военному вождю Ай-орт-ики, сохранившееся с XVIII века.
Оставленный без ухода священный амбар со скульптурами был в плачевном состоянии. Центр историко-культурного наследия
Нефтеюганского района предпринял всё возможное для восстановления святилища. К 1996 году уникальные реставрационные работы
непосредственно на территории святилища в полевых условиях, посреди тайги, были завершены. Святилище было сохранено в
естественном ландшафте, на историческом месте.
Одним из немаловажных мероприятий по сохранению и популяризации культурного наследия стало изготовление копий шести
скульптур святилища Ай-орт-ики в натуральную величину в экспозиции «Югорское наследие» Нефтеюганского Музейного комплекса.
Все скульптуры духов представляют из себя антропоморфные изображения. Они вырублены топором из цельного куска дерева. При
этом детали лиц проработаны наиболее тщательно и выполнены в двух плоскостях. Нависающий лоб в сочетании с массивным,
выдающимся вперёд подбородком придаёт лицам строгое величественное выражение. Самая большая фигура Ай-орт-ики достигает 2,6
метров. Очень близкие по стилю культовые изображения, бытующие у народов Севера, имеют значительно меньшие размеры. По
правую руку от Ай-орт-ики стоит скульптура его жены высотой 1,7 метра, далее - изображение тестя, хранителя местной реки. Слева от
главного персонажа располагаются скульптуры мужчины и женщины - хранителей обских песков (мест летней рыбалки). Справа от
фигуры Ай-орт-ики на уровне головы, на полочке, стоит фигура хранительницы священного амбара и окружающей территории.
Святилище функционировало не только как культовый центр клана, общины, но и как духовный, оно олицетворяло прямую связь
каждого соплеменника со своим историческим прошлым, с землёй, на которой он живёт и угодьями, которые его кормят. Через культ
Ай-орт-ики определялось и закреплялось историческое право на эту землю. Создание подобной музейной экспозиции обеспечило
населению возможность знакомства с уникальным культурным наследием края.
Литература:
Салымский край. Екатеринбург, издательство «Тезис», 2000.
Г.П. Визгалов, О.В. Кардаш. Святилище Ай - орт- ики на реке Малый Салым. Историко - этнологическое исследование. Екатеринбург,
издательство АМБ, 2010.