№ 22. СПИНКА ГРУЗОВЫХ НАРТ. КЕТЫ 

Красноярский краевой краеведческий музей

Красноярск, ул. Дубровинского, 84

Добраться
:
городским транспортом до ост. "Театр оперы и балета"

www.kkkm.ru
Задняя дощечка (спинка) от грузовых нарт
Материал и техника изготовления: Дерево.
Обработка  дерева. Резьба по дереву. Раскраска.
Место приобретения: Туруханский край
Датировка: конец XIX - первая четверть ХХ в.
Размеры: 52 х 38 см
Собиратель:  Г.П. Португалова
Этническая принадлежность: Кеты
Дата поступления: 1926
   Кеты - небольшая народность, проживающая на Нижнем Енисее, в пределах Туруханского и Эвенкийского муниципального районов. Всеобщий интерес специалистов  к кетам вызван особым положением их языка в лингвистической классификации. Язык кетов, а также другие родственные ему языки - югский, пумпокольский, коттский, аринский  и т.д., образовывали особую, так называемую, енисейскую семью языков. К настоящему времени живым остается только кетский язык, носители остальных языков смешались с окрестными народами и исчезли, растворившись в них.  Разные исследователи находили генетические или типологические связи енисейских языков с языками тибетцев, тайцев в Восточной и Юго-восточной Азии, бурушаски в Гималаях, басков в Западной Европе, дагестанских и вайнахских языков на Кавказе, атапасских в Северной Америке, в том числе апачскими на юго-западе США.
Имеет место и точка зрения о енисейскоязычности ядра хуннуского (гунны) кочевого объединении. Однако до сих пор неоспоримые доказательства родства енисейских языков, а значит и кетского, с языками вышеперечисленных народов отсутствуют. Антропологи говорят о своеобразии антропологического облика кетов, этнографы - о влиянии на присущую им культуру таежных охотников и рыболовов степных культур Южной Сибири и Центральной Азии. Все это и определяет пристальное внимание ученых к кетской проблематике.
    Представленная дощечка являлась спинкой грузовой нарты охотника кета. Грузовые нарты кеты использовали зимой, уходя на длительный промысел. Нарты эти были не ездовые, а ручные: их пеший охотник тащил сам, подпрягая иногда и собак.
    С.В. Иванов дает следующее описание дощечки: «В центре дощечки вырезана ж-образная фигура дерева с кроной и корнями. Окрашено дерево в два цвета: ствол и ветви его черные, окаймляющие их треугольники красные, корни тоже красные. Справа от дерева изображено круглое солнце с восемью длинными кривыми лучами, на концах которых сидят птицы. Солнечный круг крестообразно пересечен парными параллельными линиями, окаймленными треугольниками. Последние имеются и на вертикальных лучах. Небольшая серповидная луна, расположенная на левой стороне дощечки,  имеет еще более вытянутые лучи с птицами. Слева от нее и чуть ниже видны контуры небольшой антропоморфной фигурки, справа, и также чуть ниже - фигуры в виде треугольника. Обе фигурки окружены мелкими треугольниками. Фигуры эти, вероятно, изображают обитателя луны и его чум.
    Под луной изображены различные животные, птицы, рыбы и, по-видимому, насекомые. Около «чума» видны две летящие птицы, под человеческой фигурой - рыба, правее ее - олень, еще одна рыба и изображение, похожее на стрекозу. Ниже помещены пресмыкающие: лягушка, змеи и ящерица с тремя парами ног, под ними два оленя, а внизу две выдры (?). Третья фигура похожа на безрогого оленя. На правой половине дощечки имеются три оленя, а в нижнем ряду три бесхвостых зверя, видимо, медведи. Все фигуры на обеих половинах дощечки окрашены в красный цвет, за исключением шести черных нижних».
    В данном сюжете отражены представления  кетов (а фактически, большинства народов Сибири) о Вселенной. Как известно, они верили в существование трех миров - верхнего (небесного), земного (среднего) и подземного (нижнего), соединенных так называемым мировым древом, крона которого достигала неба, а корни уходили глубоко в землю. Образ мирового древа широко распространен в Старом свете. В северной Евразии он известен от берегов Атлантики до побережья Тихого океана. У сибирских народов мировое древо ассоциировалось со священным родовым деревом, где хранятся души не родившихся людей, деревом жизни. С развитием шаманистических представлений оно стало пониматься как шаманское дерево, по которому душа шамана во время камланий проникает в потусторонние миры. Изображение в левой половине дощечки фигурки человека и чума иллюстрирует мифологический рассказ о шамане Дохе, который путешествовал в верхний мир, но, в результате нарушения табу его женой, прилип к луне.
Бубен шаманский
Материал и техника изготовления: Дерево, железо, медь, кожа, сухожильные нитки. Кузнечная ковка и слесарная обработка металла. Строгание дерева. Выделка кожи.
Место приобретения: Туруханский край.
Датировка: Конец XIX - первая треть ХХ в.
Размеры: 70х45 см
Этническая принадлежность: Эвенки (?)
Дата поступления: 1930-е (?)
Основой бубна является деревянная обечайка (обруч) яйцевидной формы. Обечайка бубна изготовлена из длинной, тонкой, тщательно выструганной  прямоугольной (лиственничной?) доски, согнутой в виде обруча. Концы доски наложены друг на друга, склеены и прошиты. На внешней стороне обечайки закреплены 13 деревянных бобышек (столбиков), стянутых между собой сухожильными нитками. На деревянную обечайку с одной стороны и с боков натянута выделанная оленья кожа. Края обтяжки с внутренней стороны обечайки бубна стянуты и прошиты сухожильными нитками. Внутри бубна к обечайке сыромятными ремешками привязана железная рукоять в виде фигурки летящей гагары, образующая условный крест. В центральной части рукояти (фигурки гагары) имеется ромбовидное отверстие («пуп земли»). Под головкой гагары к сыромятным ремешкам привязана миниатюрная скульптурка железной птички (рябчика?) с распростертыми крыльями. К птицеобразной крестовине бубна привязано плоское металлическое кольцо. На внутренней стороне обечайки бубна и по бокам имеются две железные скобы с нанизанными на них подвесками.
"ПЬЮРЭ" ПОСОХ ШАМАНА
Материал и техника изготовления: Железо. Ковка металла
Место приобретения: Туруханский край, р. Таз
Датировка: Предположительно конец XIX - начало ХХ в.
Размеры: Длина 87 см
Собиратель: А.Я. Тугаринов. Сборы по поручению Красноярского Подотдела РГО в Туруханском крае, с. Монастырское
Этническая принадлежность: Селькупы
Дата поступления: 1918 г.
Приобретен: у шамана-остяка Ивана Варфоломеевича Коголёва, 55 лет, на Тазу у Часовни.
Представляет собой железный стержень, нижний конец которого выкован в виде когтистой лары, а верхний раздвоен и оба его
конца загнуты в форме двух прямоугольников. Стержень имеет 7 перехватов - 7 небесных пространств. На каждый из перехватов
точками нанесены изображения личин (глаза и рот) - хозяев этих пространств ("лоось").  Поперек стержня закреплены три
перекладины, на концах которых находится по одной объемной фигурке. На двух верхних перекладинах - "сэхая" (кукушки), они
носят шамана к небу, на нижней перекладине - лягушка ("томдэ") и ящерица - "сыча", они тащат шамана под землю. Когтями
("хатэ"), выкованными на нижнем конце посоха, шаман цепляется за неровности и скалы, когда спускается под землю, "в исподь".
Как известно, Вселенную народы Сибири делили на три мира: верхний, средний и нижний. Верхний населяли добродетельные
духи, податели благ, нижний - злокозненные духи, стремящиеся нанести вред людскому роду. Средний - видимый -  мир являлся
местом пребывания людей и всего, что их окружает. Этот мир также населяли различные духи: духи земли, вод, лесов, рек, гор,
перевалов, духи-хозяева животных, растений и т.д. Посредниками между людьми и духами были шаманы, которые при помощи
своих личных духов-помощников могли проникать во все миры. Магическая сила шамана зависела от количества и мощности его
духов-помощников. Чем больше таких духов, тем могущественнее шаман. Проявление этого могущества выражалось в атрибутике
каждого конкретного шамана. Слабые шаманы могли иметь бубен, колотушку, нагрудник. У шаманов средней руки имелись в
дополнение шаманские парка, унты, рукавица. Но только самые выдающиеся шаманы, кроме вышеперечисленных предметов,
владели еще  короной и посохом. В посохе зримо выражена присущая сибирским аборигенам идея 3-хчастности космоса. Верхний
и средний миры ассоциированы образами птиц, осваивающими эти сферы, а нижний мир представлен фигурками земноводных
(лягушки, ящерицы), обитающими не только на земле, но также под водой и в норах.  Шаман, владелец такого посоха, как бы
показывал сородичам, что ему подвластны все мировые сферы, что он способен проникать и в верхний мир, и спускаться в нижний,
что его магическая сила безгранична.

Красноярский краевой краеведческий музей  - один из старейших музеев Сибири. Создан по общественной инициативе 25
февраля 1889 года И.А. и Ю.П. Матвеевыми, представителями местной интеллигенции.
Музей располагается в специально построенном в 1914 году здании по проекту Л.А. Чернышева. Свой проект архитектор предложил 
как дар родному городу. Здание музея является наиболее полной и цельной стилизацией на египетскую тему и напоминает нам о
единстве мирового культурного пространства, символизируя встречу культур Сибири и Древнего Египта.
Музейное собрание является одним из самых крупных в Сибири и на Дальнем Востоке   (468697 тыс. ед. хр.). Основу его
составляют археологические, палеонтологические, этнографические, естественнонаучные коллекции мирового значения, а также
эпистолярное наследие декабристов, фонды В.И. Сурикова, В.П. Астафьева, Д.А. Хворостовского и др.
Музей стал первым, кто в условиях постсоветской России сумел создать полнопрофильную историческую экспозицию,
отражающую историю края с древних времён по настоящее время. Экспозиция подчёркивает своеобразие сибирского региона, его
роль в формировании российской ментальности, характерные черты которой выразились в приоритете духовности,
самопожертвовании, слабости национального эгоизма.
Новая экспозиция получила высокую оценку в российском и международном музейном сообществе.