№ 25. СЕРЕБРЯНЫЕ УКРАШЕНИЯ ЖЕНЩИН СЕТО (СЕТУ)
Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник "Изборск"
                                                                                                                                                                         Псковская область, д. Старый Изборск, ул. Печорская, 39

Добраться:
Автобусный маршрут "Псков-Печоры", ост. "Старый Изборск"

www.museum-izborsk.ru
Сето - это небольшой финно-угорский народ, проживающий на территории Печорского района Псковской области и
юго-восточной Эстонии. Древнее ядро исторической «Сетомаа» - «земли сето» -  находится в окрестностях города Печоры
и деревни Изборск, - на древней земле, имеющей как для Псковского края, так и для всей России особое историческое и
культурное значение.
Общая территория на протяжении многих веков, единые условия социально-экономической жизни во многом
способствовали сходству в хозяйственно-бытовом укладе и материальной культуре сето и русских, но сето сохранили
свои этнокультурные особенности.
Красота одеяния и серебряные украшения сетоских девушек и
женщин была общепризнанной среди русских и эстонских крестьян. В
литературе XIX века группа сетукезок в праздничных нарядах нередко
сравнивалась со стаей белых лебедей.
Гордостью каждой сетоской женщины были и остаются
металлические национальные украшения. В конце ХIХ - начале ХХ века их
изготавливали в основном из серебра разных сплавов. Использовались
также монеты царской чеканки или вышедшие из моды старые
украшения.
Оберегом от злых сил, дурного глаза служил звон подвесок и цепей,
который был слышен при ходьбе: «Женщин сету слышно до тех пор пока
не скроются из глаз». Большие фибулы сето русские называли блестами
или стукачами.
В традиционный сетоский наряд входили: две фибулы - маленькая, для застегивания ворота рубахи, и большая
коническая, сыльг (suur sõlg), украшенная гравированным и чеканным орнаментами.
Кроме фибул женщины носили разнообразные замкнутые и незамкнутые, различные по плетению цепочки и
многорядные ожерелья с разнообразными и многочисленными шумящими подвесками.
Серебряный наряд сетоских женщин поражает не только своей красотой и богатством, но и тяжестью носимого на себе
металла - от 2-3 кг и более. Серебряные украшения сето были многофункциональны. Богатый серебряный наряд выделяет сету
на протяжении столетий. Магическая функция - одна из главных. Украшения активно участвовали в жизни каждой женщины от
ее рождения до смерти, защищая ее в период фертильного возраста, способствуя рождению потомства. Особо отмеченным,
«амулетным», местом являлась грудь. В древности ее защищали особым нагрудником, позже большой серебряной
конусообразной фибулой и множеством украшений. Этому же способствовал и шум, производимый подвесками, отгонявший
злые силы. Известно, что серебряные украшения играли важную роль и в аграрной обрядности. Помимо этого по серебряному
наряду можно было судить и о возрасте женщины.
Девочки 5-10 лет начинали носить  тоненькие легкие цепочки, а также маленькие фибулы, которыми скрепляли ворот
рубашки. Девочки 10-14 лет участвовали в хозяйственных работах, их учили ткать. В этом возрасте количество украшений
заметно увеличивалось. Цепочки становятся более тяжелыми и длинными, и появляются шумящие подвески. Девушки 14-18
лет считались группой невест. Если раньше украшения дарились девушке, то отныне и родители и сами девушки начинали
покупать украшения. Украшениями служили разнообразные цепочки и многорядные ожерелья с шумящими подвесками,
кольца, перстни, браслеты. Весил этот комплект от 3 до 5 кг.
Группа сетоских женщин, в возрасте от 18 до 45 лет, включала просватанных невест,
молодух и женщин фертильного возраста. Количество их украшений достигало максимума. Не
зря существовала  поговорка, что "молодуху по цепям узнаешь". Важнейшим, главным
украшением была большая конусообразная нагрудная фибула-сыльг, которую носили лишь
женщины этой возрастной группы. Вес комплекта мог достигать 5-6 кг, и был самым богатым,
он включал до 20-22 украшений. Женщины старше 45 лет, по мере старения переставали
носить ожерелья с шумящими подвесками. Но важнейшим отличием было полное
прекращение ношения нагрудной фибулы-сыльг - символа фертильного возраста. Надевали
небольшие цепочки с небольшим количеством подвесок.
Полный комплект украшений был далеко не у каждой женщины. Был распространен обычай
одалживания украшений, если требовалось ехать на свадьбу или другой праздник. За
одолженные украшения приходилось отрабатывать участием в женских домашних работах.
Этнограф и фольклорист Я. Гурт, изучавший сето в конце XIX века, написал: «Спросив одну сетукезку, почему она и ее
одноплеменницы не хотят изменить одежды, я получил ответ: «Да разве это возможно? Ведь она красива; наши матери так
одевались. Святая Дева Мария носила такую же одежду, и было бы грешно заменить ее другой»